пятница, 8 января 2021 г.

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы « Ах, как ложки хороши: для еды, для игры, для души»

Цель: Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

 Задачи образовательной деятельности:

1. Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и детьми, звуковую культуру  речи, творческую самостоятельность детей.

2. Познавательное развитие: познакомить детей с историей ложки, объяснить значение фразеологического оборота «Бить баклуши».

3. Социально-коммуникативное развитие: познакомить детей с новым видом кукольного театра – театром ложек

 4. Художественно-эстетическое развитие: обучать детей изготовлению кукол для театра ложек. Совершенствовать умение детей передавать образы  героев сказок.

 Обогащение словаря: «Бить баклуши»

Индивидуальная работа: помочь по мере необходимости

Подготовка презентации и рассказа об истории ложки.

Сюрпризный момент: шкатулка, ларец

Оборудование:  проектор, ноутбук, деревянные ложки, маски героев из сказки «Колобок», пластилин, пластмассовая ложка, ткань.

Действия, слова воспитателя
Действия, слова детей
-Здравствуйте ребята! 
- Точно знаю, все дети любят сюрпризы. И сегодня я приготовила для вас музыкальный сюрприз!(включается музыка песни «Антошка») Слайд 2
-Ребята вы узнали, о ком поется в этой песне? Слайд 3
Если вы были внимательны, то вы легко отгадаете мою загадку:
« Две сестры: одна большая,
Кашу манную мешает,
Ну, а младшая сестрёнка
Чай помешивает звонко».
». Что это? Слайд 4
(Дети рассаживаются на коврике у экрана).
- Вы слышали такое выражение: «бить баклуши»? Как вы его понимаете? Что значит: «бить баклуши»? 
Слайд
-Раньше, в старину «бить баклуши» означало разбить осиновый чурбан (полено) на баклуши (на чурки, на маленькие поленья, на части). То есть делать очень несложную работу. Отсюда и пошло это выражение: Бить баклуши – значит бездельничать, лодырничать. Хотя в наше время такая работа – рубить поленья – многим окажется не по силам.
Слайд 6,7,8
Так вот: сначала рубили чурбан на баклуши, а затем из такой баклуши делали деревянную ложку, вырезая форму чаши с ручкой. Называли такую деревянную ложку - баклуша. Давайте произнесем это интересное слово: баклуша (давайте проговорим по слогам, а теперь прохлопаем).
Слайд 9
-В старину семьи были очень большие. Пока матушка накрывала на стол, дети играли, стучали ложками по столу. Стали замечать, что получается своеобразная ритмическая мелодия.
 
-Поэтому люди стали использовать деревянные ложки еще и как музыкальный инструмент. Слайд 10,11,12,13
-И сейчас, мы знаем, есть даже ансамбли ложкарей. Посмотрите, какие красивые, нарядные, расписные ложки в руках у музыкантов.
- А давайте мы с вами тоже поиграем на деревянных ложках.
Динамическая пауза. Слайд 14,15
(включается музыка из сказки колобок)
(Кладут ложки в коробочку)
- Ребята, а еще из какого материала могут быть изготовлены ложки?  
Слайд 16,17,18
-Если вы были внимательны, то сейчас звучала музыка, под которую мы играли ложками.
 
-Ребята, как вы думаете из какой это сказки?
 
Слайд 19
-А какие сказочные герои там есть вы сейчас мне и подскажете. Я вам загадаю загадки,  в каждой загадке спрятан герой. Ваша задача быть внимательными и охарактеризовать каждого героя!
 
1.Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
 
- Какой зайчик по характеру?
 
-Как, он передвигается?
-Давайте изобразим.
 
2. День и ночь по лесу рыщет,
Для себя добычу ищет,
А найдет – зубами щелк! –
И поест голодный…
-Какой по характеру волк?
- Давайте, изобразим,
 -Как он передвигается?
 
 
3. Ходит бродит взад-вперед
Ест малину и ревет.
-Ребята, а медведь какой? - Покажите, мне как он передвигается?
 
4.Он усатый, молчаливый,
Иногда слегка ворчливый,
Ходит с длинной бородой,
Старый кто это такой?
 
- Каким вы себе представляете образ дедушки?
 
 
5.Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадет?
 
- А, лисичка какая? -Покажите, как ходит лиса? Как в глазки всем заглядывает?
 
Слайд 20
- Какие вы молодцы!
(присаживаются за столы)
-Ребята, у меня для вас еще один сюрприз.
(Воспитатель показывает волшебную шкатулку, в которой лежат пластмассовые ложки  и материал для работы: маски персонажей сказки «Колобок» и юбочки из ткани разного цвета)
- Что это?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
-Мы знаем, что ложка предназначена для еды, может быть музыкальным инструментом.
-Но оказывается, из ложки можно делать сказочных героев.
 
-Давайте мы с вами изготовим таких сказочных персонажей.
-Посмотрите, перед васми стоит ларец.
-Что же там находится?
(находятся персонажи  из сказки «Колобок» ).
-Я предлагаю, вам быть мастерами и создать персонажей.
Изготовления персонажей.
- На ложках, приклеен скотч, мы его отклееваем и приклееваем картинку с изображением персонажа. Затем берем платице и завязываем у основания ручки. Получился наш сказочный герой.
 
-Вот наши персонажи готовы, я предлагаю вам побывать артистами.
-Артисты перед выступлением разминаются, а разминают не ручки, а губки, щечки и т.д.
 
Релаксация. «Сдуваем снежинки»
-Представьте, что у нас полные ладошки снежинок, нужно глубоко вдохнуть носом, затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, чтобы наши снежинки разлетелись. (поворить 2-3 раза)
 
-Чтобы научиться четко произносить слова, мы проговорим чистоговорки:
 
- Са, са, са - идет по лесу лиса;
- Сы, сы, сы – хвост красивый у лисы;
- Су-су-су - не боимся мы лису!
-Молодцы.
 
- Мы сегодня были артистами,  передавали образы героев, правильно дышали, четко произносили слова,  познакомились с театром ложек.
- Теперь вы можете показывать сказки своим друзьям в группе, но и можете научить своих друзей изготовить героев!
 - Аплодисменты нашим артистам!
 

Здравствуйте!
 
 
 
Да, Антошка.
 
 
 
 
 
Ложка!
 
 
 
Дети высказывают свои предложения.
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети играют на ложках.
 
Из пластмассы, из металла.
 
 
 
 
Колобок.
 
 
 
 
 
Зайчик.
 
 
Трусливый, слабый, глупый, быстрый,  ловкий,  хвастун, беззащитный.
Прыгает.
 
 
 
Волк
 
Злой, голодный, мудрый, но может быть и глупым.
 
 
 
 
Медведь
 
 
Большой, неуклюжий, добрый, толстопятый
 
 
 
 
 
Дед
Он старый, ходит с палочкой, добрый
 
Лиса
 
Хитрая, плутовка, лживая, притворяется слабой, беспощадной, так же остроумная
 
 
 
 
 
 
 
 
Ложки
Пластмассы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повторяют вместе с воспитателем
 
 
 
 
 
 
 
 

суббота, 31 октября 2020 г.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

 Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт  А. С.

Пушкин.

   Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

   На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

   Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

    Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

    Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

    Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

   Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

   Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

 

     Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

   Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

   Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

   Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

   Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

  

    Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

 

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

 

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

 

 

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

 

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

     Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

    Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

 

·                 формирование правильного эстетического вкуса;

·              развитие коммуникативных способностей;

·              влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;

·              помогает решить конфликт в процессе игры;

·              создание положительного эмоционального настроя;

·              помогает  нравственному воспитанию.

     Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
    Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Итоги данной консультации.

      Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

     Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

    Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1.     Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.

2.     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-Творческий центр., 2009.

3.     Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.

4.     Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

5.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

6.     Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.

7.     Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.

8.  Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

9.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10.  Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.

11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

12. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

13.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 14.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

15. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.

16.  Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7

 

 

суббота, 3 октября 2020 г.

Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

    Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.                    Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

   Сюжетно - ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

  Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Задачи:

1.   Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

2.   Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты для игры;

3.   Развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы заместители;

4.   Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

 

    У детей нашей группы появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми в нашей группе, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы,       в таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.

Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.

   В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.

У дошкольников средней группы развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

 

   Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

   Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты. Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.) Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, использую различные приемы: наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

   Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.

 Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения. После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Вывод: К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

 

Методическая разработка «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

Методическая разработка  «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»   Содержание   Введен...