Дошкольное детство – короткий, но важный период
становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об
окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям,
к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Основной вид
деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются
духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение,
ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра – это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного
опыта.
В игре
формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в
его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития.
Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи
считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место
занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или
сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что
они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Игра оказывает
большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами
заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия
сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.
Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в
образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию
важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой
взгляд и другую точку зрения.
Сюжетно -
ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия
происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других,
воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это
способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение
дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе
совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия
другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать
совместные планы.
Формирование игровой деятельности у детей
должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях
социальной жизни.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей объединяться в
игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым
замыслом;
2. Учить детей готовить обстановку для игры,
подбирать предметы и атрибуты для игры;
3. Развивать у детей умение создавать и использовать
атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать
предметы заместители;
4. Воспитывать доброжелательное отношение между
детьми.
У детей нашей
группы появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого
развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с
детьми в нашей группе, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе,
формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры,
поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую
косвенные приёмы: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей
средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы, в таких случаях я сначала помогаю детям
расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению
содержания других.
Также я использую разнообразные приёмы
формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес
к играм детей и,
задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать
содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую
короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении
ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание
детей на подбор игрушек и т. д.
В среднем
дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть,
а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в
отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли,
отношения в которых ему понятны.
У дошкольников средней группы
развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться
разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит
отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их
отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их
содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников.
Постепенно в играх старшего
дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт,
т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер
непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они
сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали прогулках, в
повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для
меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты,
центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать
ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные
взаимосвязи с другими ролями.
Вначале я предлагаю детям роли, которые
наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в
повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною
используются различные методические приемы: наблюдения за взаимоотношением
людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Одним
из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является
подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к
подлинной ролевой игре.
Я даю ребенку различные роли, а для того,
чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и
различные атрибуты. Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых.
(«Детский сад», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.) Для проведения
каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей
представления об этих профессиях, использую различные приемы: наблюдения за
взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной
литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты
к игре.
Вначале каждой игры стараюсь создать игровое
настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама
настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё
поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские
замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение
роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.
Во время игры стараюсь привлечь застенчивых
детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении
различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям
со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый
социальный статус, включатся в новый круг общения. После каждой игры провожу с
детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что
делали и т. д.
Вывод: К 5
годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют
с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают
словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью
средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на
более длительное время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий