Опыт работы
«Театрализованная деятельность как средство
развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и
нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…
Б.
М. Теплов
Сегодня, когда
широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и
воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные
стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень
важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности,
потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детской
деятельности.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально
насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку
большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают
руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная
деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря
тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного
возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и
т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная
деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и
в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Для развития творческой активности дошкольников использую следующую модель:
Театрализованная игра оказывает большое
влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет
активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее
грамматический строй, артикуляционный аппарат.
Воздействие
театрализованных игр на развитие речи ребенка.
В содержание
театрализованной деятельности включаю:
·
просмотр кукольных спектаклей и беседы
по ним;
·
игры-драматизации;
·
разыгрывание разнообразных сказок и
сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
·
упражнения по формированию
выразительности исполнения;
·
упражнения, направленные на развитие
социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
·
упражнения и творческие задания
имитационного характера с опорой на опыт;
·
речевые упражнения;
·
разыгрывание пластических и мимических
этюдов;
·
знакомство с музыкальными
средствами выразительности;
·
развитие певческих способностей;
В
процессе реализации комплекса занятий по театрализованной
деятельности решаются следующие задачи:
•
развитие творческих
способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
•
воспитание интереса к различным видам
творческой деятельности;
•
овладение импровизационными умениями.
В группе я создала условия для
театрализованных игр. Для обеспечения
оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности
были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где
ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать
роль.
В зоне театрализации широко представлены разные виды
кукольного театра: би-ба-бо; пальчиковый театр, фигурки и декорации для театра
на фланелеграфе, игрушки для настольного театра, театра на круге; приготовлены
атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.
Дети
стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять
их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и
непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с
персонажами сказок. Увидев положительный результат, решила систематизировать
работу по театрализованным играм.
Это натолкнуло на идею создания кружка театрализации «Антошка», так
называется моя группа. Эта работа с детьми носит целенаправленный, системный
характер. Театрализованная деятельность проходит 20-25 минут два раза в неделю. Так с детьми были поставлены
следующие инсценировки: «Приключения пирожков», «Мешок яблок», «Богатыри земли русской». Процесс работы над ролью с детьми осуществляю по следующим параметрам:
• составляем
словесный портрет героя;
•
фантазируем по поводу его дома, взаимоотношений с
родителями, друзьями, придумываем его
любимые блюда, занятия, игры;
сочиняем
различные случаи из жизни героя, не предусмотренные инсценировкой;
анализируем
придуманные поступки;
работаем над
сценической выразительностью: определяем целесообразные действия,
движения, жесты персонажа, мимику,
интонацию;
продумываем
театральный костюм.
В работу
беру сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и
технике исполнения, привлекаю детей к кукловождению и проговариванию диалогов.
Для большей эмоциональности, использую музыкальное сопровождение, которое по
моей просьбе подбирает музыкальный руководитель нашего детского сада. Также обучаю детей играм-драматизациям,
исполнительское искусство детей развиваю посредством работы над
выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.
Для того чтобы каждый ребенок имел
возможность проявить себя, я
использовала такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей
в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Так, в свободные минутки использую
в своей работе упражнения и стихи, которые можно рассказывать руками, этюды на
выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.
Например, игра называется «КАК ЖИВЕШЬ? »
Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец.)
Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами.)
Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Театрализованные игры нельзя рассматривать
только как развлечение. Театрализация включает в себя целый комплекс
художественных средств. Это- художественное слово, интонация, выразительность речи, наглядный образ, музыка,
песня, выразительность позы, мимики, жестов. Все эти средства мы стали
использовать для решения образовательных задач.
Так, например, мы работали над образами героев сказки «Теремок»: зайчик — скачет, колет
дрова, промок под дождем; лягушка —
прыгает, топит печь, варит щи, дрожит от холода; мышка — убирается, печет
блины, спряталась в теремке от дождя; петушок-играет
на гармошке, поет песни, ищет друзей. Поощряю
фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов. Это вызывает желание у детей играть роли в костюмах,
выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности, развивает
умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку “Теремок”, развивает
речь, мышление, воображение, воспитывает дружбу, товарищество, умение
действовать согласованно, чувство прекрасного, заботливое отношение к природе,
желание беречь ее и сохранять.
Перед тем как предложить детям
драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами я провожу игры по типу:
«Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на
воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.
Любая театрализация, драматизация
предполагает углубленную работу над текстом. Например, при ознакомлении со
сказкой «Два жадных медвежонка», мы обращаем внимание детей на красоту леса, в
котором жили медвежата: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял
нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагаю детям словесно
описать этот лес, а в настольном театре прошу детей не только передать диалог
героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение.
Как игровой элемент театрализации мы
используем пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен,
развивает речь, логическое мышление, творческое воображение, память.
Театральная деятельность включает
интеграцию многих образовательных областей. Например, вот такая предварительная
работа проводилась перед инсценировкой сказки «Теремок»: беседа о сезонных
изменениях в природе, отгадывание загадок о животных, просмотр мультфильма.
Изобразительная деятельность и
художественный труд неотъемлемая часть
литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски,
шапочки, реквизиты. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их. На
декоративном рисовании разрисовываем элементы костюмов: кокошник, короны,
рукавички. Для Красной шапочки – корзинку, трем медведям – чашки и ложки.
Реквизиты изготавливаем по конструированию из бумаги и художественному труду.
Изготовление масок декораций, реквизитов пробуждает в детях желание обыгрывать сказку.
Мы обыгрываем игрушки, изображающие
любимых героев: Буратино, Незнайку, кота Леопольда и других.
Если дети не будут владеть мимикой, интонацией, выразительностью жестов,
то на занятиях диалоги могут быть не интересными, утомительными, поэтому я
придаю большое значение работе моего кружка средствам образной выразительности
и приемам кукловождения.
Элементы театрализации мы также активно
используем по развитию движений для формирования правильной осанки, умение
выполнять движения осознанно и красиво, и быстро. Дети очень любят
образовательную деятельность, сюжет которых построен по содержанию знакомых
сказок «Доктор Айболит», «Буратино» и другие. Сказки вводят детей в мир
приключений и побуждают проявлять двигательную активность.
В физкультурной деятельности – мы постоянно
вводим этюды на развитие выразительности движения: «Поссорились два петушка», «Сова»,
«Заколдованный ребенок», «Фея сна». Таким образом, создается система, при
которой многие виды деятельности оказываются, связаны между собой сюжетом, где
действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно
переживать сказочную ситуацию.
В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей.
Большое значение придаю импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной
подготовки. Например, я предлагаю детям игру «Мы собираемся на праздник». Дети
при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к
празднику - одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно
сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности,
дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики,
жестов, поз.
Также включаю мелодии без слов и предлагаю
детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружатся,
изображают пушинки, снежинки, под марш – идут как солдаты, чеканя шаг. Дети
сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений. Благодаря такой
организации работы у детей возрос творческий потенциал.
В
своей работе по театральной деятельности привлекаю
родителей.
Работа по театральной
деятельности показала: дети стали более сознательно пользоваться языковыми
средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения,
повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному
познанию и размышлению. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи
детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных
способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та
деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи
программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого
развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного
творчества народа. Увлеченный
привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится
тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в
повседневной жизни, на что нацеливает нас Федеральный государственный
образовательный стандарт.
Перспективы на будущее:
1)
Продолжать обогащать театральный опыт детей.
2)
Привлекать детей к участию в театрализованных играх:
*
разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок, сказок, басен;
*
развитие речевого творчества детей.
*
продолжать обучать детей владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами
театра (би-ба-бо, театр на пяти пальцах, настольный театр, театр мягкой
игрушки, театр кукол – перчаток, театр ручных теней, теневой, плоскостной,
театр на фланелеграфе, магнитный театр, театр масок, пальчиковый и др. виды
театра доступные детям)
3)
Привлекать родителей к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в
спектаклях и совместному празднованию Дня театра (последняя неделя марта)
Работая
с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов.
Но кем бы, ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к
своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков
будет присутствовать с ними всегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий