суббота, 31 октября 2020 г.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

 Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт  А. С.

Пушкин.

   Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

   На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

   Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

    Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

    Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

    Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

   Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

   Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

 

     Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

   Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

   Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

   Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

   Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

  

    Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

 

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

 

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

 

 

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

 

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

     Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

    Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

 

·                 формирование правильного эстетического вкуса;

·              развитие коммуникативных способностей;

·              влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;

·              помогает решить конфликт в процессе игры;

·              создание положительного эмоционального настроя;

·              помогает  нравственному воспитанию.

     Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
    Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Итоги данной консультации.

      Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

     Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

    Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1.     Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.

2.     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-Творческий центр., 2009.

3.     Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.

4.     Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

5.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

6.     Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.

7.     Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.

8.  Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

9.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10.  Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.

11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

12. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

13.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 14.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

15. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.

16.  Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7

 

 

суббота, 3 октября 2020 г.

Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

    Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.                    Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

   Сюжетно - ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

  Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Задачи:

1.   Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

2.   Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты для игры;

3.   Развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы заместители;

4.   Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

 

    У детей нашей группы появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми в нашей группе, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы,       в таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.

Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.

   В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.

У дошкольников средней группы развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

 

   Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

   Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты. Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.) Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, использую различные приемы: наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

   Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.

 Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения. После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Вывод: К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

 

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

 

 Опыт работы

 «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».                                 

                                                                          Театр – это волшебный мир.
                                                                          Он дает уроки красоты, морали

                                            и нравственности.
                                                                  А чем они богаче, тем успешнее
                                                                идет развитие духовного мира
                           детей…
                                                                                              Б. М. Теплов

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детской деятельности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Для развития  творческой активности дошкольников  использую следующую модель:


 

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка.

  

В   содержание театрализованной деятельности  включаю:

·         просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

·         игры-драматизации;

·         разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

·         упражнения по формированию выразительности исполнения;

·         упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

·         упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;

·         речевые упражнения;

·         разыгрывание пластических и мимических этюдов;

·         знакомство с музыкальными средствами  выразительности;

·         развитие певческих способностей;

    В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

          развитие творческих способностей и творческой самостоятельности  дошкольника;

         воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

         овладение импровизационными умениями.

       В группе я создала условия для театрализованных игр. Для  обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль.

В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра: би-ба-бо; пальчиковый театр, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, игрушки для настольного театра, театра на круге; приготовлены атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.

       Дети стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, решила систематизировать работу по театрализованным играм.

      Это натолкнуло на идею создания  кружка театрализации «Антошка», так называется моя группа. Эта работа с детьми носит целенаправленный, системный характер. Театрализованная деятельность проходит 20-25 минут  два раза в неделю. Так с детьми были поставлены следующие инсценировки: «Приключения пирожков», «Мешок яблок», «Богатыри земли русской».  Процесс работы над ролью  с детьми осуществляю по следующим параметрам:

       составляем  словесный  портрет героя;

         фантазируем  по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумываем  его любимые  блюда, занятия,  игры;

  сочиняем  различные случаи из жизни героя, не предусмотренные инсценировкой;

  анализируем  придуманные  поступки;

  работаем  над сценической выразительностью:  определяем целесообразные действия, движения, жесты  персонажа, мимику,  интонацию;

  продумываем  театральный  костюм.

       В работу беру сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекаю детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использую музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирает музыкальный руководитель нашего детского сада.      Также обучаю детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развиваю посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

     Для того чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя,  я использовала такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Так, в свободные минутки использую в своей работе упражнения и стихи, которые можно рассказывать руками, этюды на выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.

 Например, игра называется «КАК ЖИВЕШЬ? »

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец.)

Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами.)

Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

    Театрализованные игры нельзя рассматривать только как развлечение. Театрализация включает в себя целый комплекс художественных средств. Это-  художественное слово, интонация,  выразительность речи, наглядный образ, музыка, песня, выразительность позы, мимики, жестов. Все эти средства мы стали использовать для решения образовательных задач.

       Так, например, мы работали  над образами героев сказки «Теремок»:  зайчик — скачет, колет дрова,  промок под дождем; лягушка — прыгает, топит печь, варит щи, дрожит от холода; мышка — убирается, печет блины, спряталась в теремке от дождя;  петушок-играет на гармошке, поет песни, ищет друзей.  Поощряю фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов.  Это вызывает желание  у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности, развивает умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку “Теремок”, развивает речь, мышление, воображение, воспитывает дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, заботливое отношение к природе, желание беречь ее и сохранять.

     Перед тем как предложить детям драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами я провожу игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.

      Любая театрализация, драматизация предполагает углубленную работу над текстом. Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка», мы обращаем внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагаю детям словесно описать этот лес, а в настольном театре прошу детей не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение.

      Как игровой элемент театрализации мы используем пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь, логическое мышление, творческое воображение, память.

     Театральная деятельность включает интеграцию многих образовательных областей. Например, вот такая предварительная работа проводилась перед инсценировкой сказки «Теремок»: беседа о сезонных изменениях в природе, отгадывание загадок о животных, просмотр мультфильма.

      Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая  часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их. На декоративном рисовании разрисовываем элементы костюмов: кокошник, короны, рукавички. Для Красной шапочки – корзинку, трем медведям – чашки и ложки. Реквизиты изготавливаем по конструированию из бумаги и художественному труду. Изготовление масок декораций, реквизитов пробуждает в  детях желание обыгрывать сказку.

     Мы обыгрываем игрушки, изображающие любимых героев: Буратино, Незнайку, кота Леопольда и других.

             Если дети не будут  владеть  мимикой, интонацией, выразительностью жестов, то на занятиях диалоги могут быть не интересными, утомительными, поэтому я придаю большое значение работе моего кружка средствам образной выразительности и приемам кукловождения.

       Элементы театрализации мы также активно используем по развитию движений для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно и красиво, и быстро. Дети очень любят образовательную деятельность, сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Доктор Айболит», «Буратино» и другие. Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность.

   В физкультурной деятельности – мы постоянно вводим этюды на развитие выразительности движения: «Поссорились два петушка», «Сова», «Заколдованный ребенок», «Фея сна». Таким образом, создается система, при которой многие виды деятельности оказываются, связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.

      В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаю импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, я предлагаю детям игру «Мы собираемся на праздник». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику - одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз.

   Также включаю мелодии без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружатся, изображают пушинки, снежинки, под марш – идут как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений. Благодаря такой организации работы у детей возрос творческий потенциал.

В своей работе по театральной деятельности привлекаю родителей.


 


Заключение:

     Работа по театральной деятельности показала: дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.  Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни, на что нацеливает нас Федеральный государственный образовательный стандарт.

Перспективы на будущее:

 

1) Продолжать обогащать театральный опыт детей.

2) Привлекать детей к участию в театрализованных играх:

* разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок, сказок, басен;

* развитие речевого творчества детей.

* продолжать обучать детей владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, театр на пяти пальцах, настольный театр, театр мягкой игрушки, театр кукол – перчаток, театр ручных теней, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, магнитный театр, театр масок, пальчиковый и др. виды театра доступные детям)

3) Привлекать родителей к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в спектаклях и совместному празднованию Дня театра (последняя неделя марта)

 

        Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы, ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

 

 

 

Методическая разработка «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

Методическая разработка  «Сюжетно - ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»   Содержание   Введен...